Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Categories:

Мой кинозал. «Легенда Феррари»

Случайно, можно сказать», наткнулся на новый «шпионский» отечественный сериал «Легенда Феррари». В трейлере заинтересовали виды Крыма и Севастополя в фильме и исторический период действия первых его серий – 1920 год. Белый Крым. Конечно, такую, тему, столь близкую мне, не мог пропустить.

Сначала о фильме – телесериал создан в стиле популярных сейчас «шпионских» фильмов «под прошлый век», чем-то напоминая недавнего «Исаева» и в чем-то перекликаясь с советскими идеологически-приключенческими фильмами типа пресловутого «Адьютанта его превосходительства» - с ярким историческим колоритом, соответствующей музыкой, манерой построения сюжета. Еще фильм напомнил недавний «Смотритель маяка» о событиях 1-й мировой войны в Севастополе, снятый… в каком-то краснодарском городке.

«Легенду Феррари» снимали, к счастью, в Крыму и даже отчасти в Севастополе. Хотя Крыма там больше. Особенно режиссеру понравился Воронцовский дворец с его великолепным парком и окружающие южнобережные улочки. Отчего-то Севастополя в фильме оказалось куда меньше. Даже до Графской пристани съемочная группа не добралась, хотя сцены с Исходом белых там как бы сами собой напрашивались… Тем не менее, виды в фильме получились весьма интересные и колоритные, даже в сочетании с несколько «архаичным» для второго десятилетия XXI века уровнем компьютерной графики.

Главные герои сериала – большевистская разведчица Ольга Голубовская под «итальянским» псевдонимом Эль Феррари, этакая красная Мата Хари, и британский разведчик Максимилиан Эрмлер, напоминающий пресловутого Джеймса Бонда.

Голубовская-Феррари – персонаж исторический. Реальная Ольга была личностью весьма колоритной – уроженка Екатеринослава жила в Европе с тяжело больной матерью. После ее смерти ушла из дома в 14 лет. Работала портной, фотографом, трудилась даже на военном заводе. Побывала у большевиков и анархистов. У последних под командованием брата повоевала в 1917 году, успела там найти себе мужа, который вскоре погиб. Затем повоевала у красных, побывала сотрудником газеты, сестрой милосердия, затем прошла обучение в разведшколе. Была ли она в реальности в белом Крыму – неизвестно. Но вот то, что к уничтожению яхты Врангеля «Лукулл» в 1920 году уже после исхода белых из Крыма приложила руку – исторический факт. Затем – шпионила на красных в Германии и Италии. Но в 1937 году арестована, а через год расстреляна как… шпионка то ли немецкая, то ли итальянская. Реабилитировали ее посмертно только в 1957 году, а после даже опубликовали часть ее переписки с советским писателем Горьким, с которым она взаимодействовала за границей. Вот такая неистовая авантюристка – дитя своего века.

В фильме актриса Ольга Погодина воплотила образ Феррари как более зрелой роковой женщины, сильной, волевой, где-то иронически и презрительно даже относящейся к «сентиментальной чуши» своего образа томной поэтессы, но при этом эмоциональной и даже мятущейся.

Вот ее оппонент и возлюбленный Макс в исполнении Павла Делонга – персонаж без четкого исторического прототипа. В белом Крыму в 20-м действовали многие спецслужбы и разведывательные сети. И уж, конечно, британская разведка и привлеченные ею специалисты. Тем не менее, образ вышел очень яркий и интересный. Этакий авантюрист начала 20 века – решительный, импозантный, беспощадный к врагам и оппонентам, но при этом со своим кодексом чести, способный любить, сострадать и идти наперекор выгоде и рисковать собой ради дорогого ему человека.

На противостоянии и любви этих героев и построена вся интрига фильма.

Однако режиссеру удалось показать куда больше чем набор замысловатых интриг, погонь со стрельбой и любовной истории. Они в фильме, конечно, щедро присутствуют. Но помимо этого авторы фильма создали очень интересный, притягательный и трагичный образ гибнущего, уходящего Белого Крыма и ярчайший образ его лидера – генерала барона Петра Николаевича Врангеля.

Барон Врангель в фильме – не менее яркий и запоминающийся персонаж, чем пара главных героев.

И в реальности это был человек уникальный. Аристократ-романтик. Будучи бароном, закончил горный институт и стал инженером. Однако когда в воздухе запахло войной, поступил добровольцем в лейб-гвардии конный полк, сдал экзамены на офицера и отправился добровольцем на фронт русско-японской войны. Причем во 2-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска. Лихой барон дослужился в казачьих войсках до сотника, был награжден боевыми орденами, а затем продолжил службу в гвардии. В 1-й мировой войне лихой кавалерист Врангель получил солдатский Георгиевский крест 4-й степени с лавровой ветвью, которым очень гордился и который всегда носил на мундире (Тут мне написали знающие люди, что крест все же был офицерским и без лавровой ветви, так что про "солдатский крест" видимо все же легенда по соц.сетям гуляет!). Сослуживцы вспоминали о нем как о лихом рубаке, но при этом заботливом командире. До мятежа 1917 года Врангель успел получить погоны генерал-майора и возглавить Сводный кавалерийский корпус.

После развала фронта барон скрывался в Крыму, был схвачен большевиками, бежал, действовал в подполье, пробрался в Екатеринодар, где возглавил конную дивизию Добровольческой армии. Белая конница Врангеля обеспечила победы Русской армии на Кубани и Кавказе, а в 1919 году барон взял неприступный Царицын – будущий Сталинград, а ныне Волгоград.

После Новороссийской катастрофы Врангель встал во главе отступившей в Крым Русской белой армии и принял титул Правителя и Главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России. По сути, он стал последним правителем России. Кстати Севастополь при нем был столицей России.

Войскам Врангеля удалось нанести красным ряд поражений, развернуть наступление в Причерноморье и Новороссии, но в итоге под ударами колоссально превосходивших в численности красных войск его армия отступила в Крым и эвакуировалась в Турцию. Кстати под командованием барона Врангеля служил в Белой армии один из моих прадедов. Да только эвакуироваться из Крыма не успел, хоть и прожил потом долгую жизнь…

Период обороны Крыма в 1920 году и показан в фильме. По сюжету красной шпионке Феррари предстоит уничтожить барона. Но… проникнув в окружении Врангеля, она проникается уважением и симпатией к этому человеку, его семье, близкому окружению.

Барон Врангель, чей образ воплотил Александр Бухаров, представлен в фильме великолепно достоверно. Это волевой правитель и военноначальник и любящий отец, заботливый командир и человек чести. Решительный офицер и при этом человек душевный с теплотой души. Лучшего воплощения в кинематографе образа Петра Николаевича Врангеля, чей портрет много лет висит над моим рабочим столом, я еще не видел.

Прекрасно показано и окружение барона – его адъютант, супруга, дети, ближайшие офицеры. Несколько утрирован только начальник белой контрразведки, образ которого повторяет в чем-то советские штампы о белых контрразведчиках.

Хороши и образы второстепенных персонажей – офицеров, солдат, моряков, казаков Белой армии – по большей части храбрых, самоотверженных, преданных своему командующему.

А вот западные союзники белых весьма достоверно показаны расчетливыми циниками – то барон для них «пока еще друг» и поэтому «пока еще должен жить», то его с его армией списывают в расход (правда по фильму помогая с углем для эвакуации), осуществляя диверсии на русских же подлодках, «чтобы красным не достались». В итоге те же британцы просто отказываются от поддержки белой эмиграции.

Очень притягательно показана и сама атмосфера уходящего обреченного белого Крыма, старой России… Кстати, Севастополь тут присутствует не только в собственном облике, но и как… Стамбул.

При этом и красные подпольщики и диверсанты показаны ярко – это не плакатные герои советских фильмов, не просто мрачные фанатики, но и люди со своими желаниями, слабостями и достоинствами. Единственное, что остается как бы за кадром – отчего все они выбрали именно красную сторону. Особенно неясно это в отношении самой Феррари. Указывается лишь, что красным был ее бывший муж в фильме убитый при покушении на Врангеля, а очень близким человеком, наставником – начальник разведки красных Семен Урицкий – в фильме такой классический интеллигент-революционер. Тоже реальный персонаж – бывший прапорщик, успевший покомиссарить, побыть разведчиком и завершить свои дни в 38-м году как заговорщик и немецкий же шпион.

Интересно, что помимо жизни обреченного Белого Крыма, исхода Белой армии, в фильме показан и стамбульский период белой эмиграции. И здесь Врангель со своим ближайшим окружением пытается помочь людям, которых увел за собой, сохранить армию, и убеждает своих офицеров, что белые еще вернутся в Крым, вернутся в Россию. В фильме удар по этим планам наносит красная агентура в том числе и Феррари, уничтожающая яхту барона с архивом и казной. В реальной истории красные на этом не успокоились и все же погубили страшного и ненавистного им Врангеля. В 1928 году он был отравлен красным агентом, внедрившимся в его окружение, и скончался в Брюсселе.

В фильме же мы прощаемся с бароном на стамбульской набережной, где он, сохраняя самообладание, смотрит на гибель своей яхты и исход русского флота в Бизерту. Далее главные герои с бароном не пересекаются, ведь показать убийство Врангеля самой Феррари, которая дважды отказалась от такого приказа еще в Белом Крыму, было бы и нелогичным, и негативным для образа героини.

Так что дальнейшие события происходят уже в Германии перед приходом к власти нацистов, где сталкиваются советская и британская разведка, а также контрразведка еще Веймарской республики. Причем при общем романтическо-приключенческом настрое фильма, деятельность разведки показана жестко – совершая ошибки, разведчики гибнут, теряют своих коллег, становясь зачастую бессильными свидетелями их гибели. Так Феррари теряет всю свою старую «крымскую» «команду» и только они с Максом спасают друг друга, нарушая для этого приказы и инструкции.

Кстати в фильме есть интересный намек, что красные мол помогали национал-социалистам прорваться к власти, видя в них противовес англо-саксонскому миру. И героиня говорит, видя шествие нацистов, мол «этих вы надеетесь контролировать». Собственно до определенного периода советская пропаганда действительно о нацистской Германии отзывалась с симпатией, что по газетам тех лет можно отследить, противопоставляя ее старым врагам – британским и французским «капиталистам». При том, что британцы с американцами, вернее их финансовые круги сами нацистов заботливо вскармливали, желая для передела Европы очередного задействовать и похода на восток.

Но, это уже другая история. Хотя в Интернете появлялась информация о возможности появления второго сезона сериала, затрагивающего уже события 30-х годов до гибели героев в предвоенное время… Не знаю как удастся передать ту тревожную атмосферу и не превратиться ли сериал в чисто шпионские игры со стрельбой, ведь в принципе история любви-противостояния главных героев уже раскрыта. По крайней мере, снятая история является весьма цельной и интересной.

Tags: Белое дело, Врангель, История, Севастополь, Фильмы, Шпионы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments