Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Category:

Мой кинозал. «Союз спасения»

Давно не писал о просмотренных фильмах, а за эту зиму и в кинотеатрах бывал, и дома смотрел, и мнением о некоторых новых фильмах хотел бы поделиться.

Начну с фильма самого масштабного и обсуждаемого – «Союз спасения». Фильма исторического и посвященного событию, которое в советские времена было известно всем и каждому, породило множество фильмов, книг, стихотворений, научных работ, было мифологизировано до предела, заковано в бронзу и растиражировано в названиях улиц, площадей и предприятий – мятежу пресловутых «декабристов».

Фильм сразу уже после выхода был раскритикован как коммунистами, так и либералами. Первые обиделись на то, что создатели фильма посмели исказить "канонический" образ благородных революционеров, вторые усмотрели в историческом сюжете фильма намек на то, что, мол, артиллерией будут давить все мятежи и майданы и как-то даже испугались.

Прежде чем перейти к сильным и слабым сторонам фильма, несколько слов о предыстории событий, в фильме показанных. Именно потому, что этой предыстории там нет.

В советской пропаганде «декабристы» - этакие прекраснодушные романтики-мятежники, насмотревшиеся в Европах всяких вольностей и решивших привнести их в Россию путем военного переворота. Ну и они же там «разбудили Герцена», понравились потом Ильичу, в общем, выступили этакими «предтечами» всех революционных событий. В СССР декабристов любили и среди интеллигенции, потому что при помощи их можно было изучать и узнавать российское дворянство того времени, офицерские судьбы и много чего еще интересного.

Однако, на самом деле чего-то уникального в «декабристах» нет. Во-первых, весь предыдущий 18-й век был в России веком дворцовых переворотов и, как выразился Бушков, «гвардейским столетием». На престол часто входили на штыках гвардии. Елизавета Петровна, Екатерина Великая – эти действительно великие русские императрицы гвардейцам обязаны своим воцарением. И вот гвардия привыкла, что она не просто элитная часть армии, а политическая сила, которая диктует -кто в стране будет править. Разница только в том, что ранее на гвардию опирались те или иные претенденты на власть из дома Романовых. А будущие «декабристы» решили действовать сами.

Но опять же их пресловутый «Союз спасения» не был явлением уникальным. Со времен петровских в России пруд пруди было «тайных обществ». Некоторые настолько «тайные», что членством в них гордились, а подавляющее большинство их занималось оккультной или светской болтовней, псевдонаучными дискуссиями или банальным развратом. В общем, все как на нынешних телешоу. В обществах этих сновала иностранная агентура, разного рода авантюристы, шарлатаны и спецслужбы, конечно.

«Союз спасения» и другие организации будущих декабристов появились как такие себе кружки гвардейских офицеров-вольнодумцев, которые рассуждая о судьбах России, между кутежами и фехтованием, договорились до прямых намерений устроить очередной военный переворот. На этот раз – с политикой. С модной западной конституцией, республикой и прочими свободами. Правда, свободы планировались интересные. Скажем, Пестель намеревался создать мощнейшие спецслужбы для контроля населения. Декабристы, по словам большевиков, хотели отменить и крепостное право, но как это собственно сделать, на что будут жить дворяне и они сами в том числе, отдавать ли землю крестьянам и кто ее делить будет – об этом уж точно проработанной единой позиции не было. Главное под барабанный бой выйти на площадь и провозгласить. А там хоть не рассветай.

Образы декабристов авторами фильма показаны ярко и с немалой симпатией – этакие жаркие мечтатели, уверенные в себе, они же гвардейские офицеры, элита, герои.

Кстати, вопреки советской пропаганде, не были декабристы поголовно «Героями войны 1812 года». Пестель да – боевой офицер, при этом человек жестокий и жесткий, завсегдатай всевозможных масонских тусовок. А вот Рылеев, например, до 1814 года учился в Кадетском корпусе, в 1818 году вышел в отставку и служил в канцелярии Российско-американской компании, с которой, кстати, многие декабристы были связаны. Каховский вообще войну с Наполеоном просидел за границей, из армии был изгнан за кутежи и попойки, пробивался карточными играми и был в долгах у друзей-заговорщиков.

Но, вы спросите, где фильм? Так вот с этих вечеринок офицерских фильм и начинается. С разговоров мечтателей как, мол, надо свергнуть царя и устроить свободу. Штыками гвардии, конечно. И жить по Конституции, которую заговорщики каждый по-своему представляли.

Повествование идет стремительно, даже как-то клипово. Разговоры сменяются военными учениями, парадами, дворцами, присутствует любовная линия в параллель с пресловутой «Звездой пленительного счастья».

Авторы «Союза спасения» добились максимальной достоверности отражения событий – от мундиров, оружия, до причесок – усов, бакенбард, наград, предметов быта и т.д.

И вот уже в разговорах мятежников возникает понимание их наивности. Скажем, заговорщики говорят, что хотят «как во Франции», и слышат от своего же соратника что «а во Франции дворян вешали». И в ответ неуверенное - «а мы не допустим». Далее будущие «декабристы» обсуждают судьбу царя и царской семьи и приходят к страшному выводу о необходимости убийства, так как «за царя выступят тысячи дворян».

В фильме четко показано, что мятеж не было противостоянием таких себе прогрессивных мечтателей неким ретроградом. О необходимости перемен, реформ, отмены крепостного права открыто говорили многие, в том числе в царской семье. И будущим мятежникам говорят, что делать это надо путем реформ, а не переворота, но…

У находящихся на грани разоблачения заговорщиков появляется шанс – смерть Императора Александра I и неразбериха с наследником. Старший наследник – Константин - принимать корону отказывается. Его именем мятежники и выводят гвардейские части на Сенатскую площадь против нового Императора - Николая I. Выводят обманом, заявив солдатам, что идут за «законного царя», который сократит срок службы и даст гвардейцам всяческие блага. Лозунг для дворцовых переворотов предыдущего 18-го века привычный. Про конституцию и крепостное право заговорщики отчего-то молчат. А лозунг «За Константина и конституцию» солдаты воспринимают как за «законного царя и его жену». Про конституцию то им никто из офицеров рассказать не потрудился. Не поймут-с…

Выясняется, что выйти на площадь, примкнув штыки, мало. Хорошо бы понять, что делать дальше – одни призывают штурмовать Сенат, другие – ждать присоединения всех гвардейских частей, третьи – принудить к отречению, а то и убить нового Императора Николая I, который собирает верные ему части. Сам потенциальный «диктатор» Трубецкой на площадь вообще не выходит – бродит вокруг, рассуждая о значении мятежа. Исторический факт, кстати.

Зато молодой Император проявляет себя твердо и решительно. Он сам со свитой находится на площади, отдает команды, хоть и глубоко переживает происходящее.

Русские стоят против русских. На площади звучат первые выстрелы. Мятежник Каховский – тот самый любителей кутежей - убивает настоящего героя Отечественной войны 1812 года славного генерала Милорадовича, который подъехал к строю мятежников, пытаясь утихомирить солдат.

«Солдаты, кто из Вас был со мной под Люценом, Бауценом, Кульмом!?… Вы — пятно России! Вы — преступники перед Царем, перед Отечеством, перед Богом!» - выкрикнул легендарный генерал. И был сбит с коня пулей Каховского.

А другой мятежник – Оболенский добивает генерала штыком. Кстати это убийство потрясает солдат, но… выйти из повиновения своих мятежных командиров гвардейцы не решаются.

В фильме этого нет, но раненого Милорадовича вытащили верные люди. Перед смертью он обрадовался, что ранен не пулей из солдатского ружья, а из «неуставного» пистолета и просил освободить всех его крепостных (чего сами декабристы не сделали).

И вот уже льется русская кровь – мятежники отбивают атаку русской кавалерии, а затем Император приказывает открыть огонь артиллерийским батареям. Это, пожалуй, самые масштабные и волнующие кадры фильма. Николай I видимо тоже помнил французский опыт – как давил мятежи на улицах Парижа Наполеон – той самой артиллерией в упор. И вот уже трещит лед на Неве, куда отступают мятежники… Восстание подавлено.

Невольно прослеживается параллель с событиями нашего времени – когда первый президент России Борис Ельцин бросил танки против мятежников 1993 года и жестко решительно подавил их огнем мятеж как и Николай I. И как президент Виктор Янукович этого не сделал, предав своих последних защитников, и бежал, и пламя мятежа захлестнуло несчастную Украину…

Кстати еще одна «картинка» фильма – мятеж на юге – в той самой Малороссии. Здесь мятежники буквально изрешетили штыками несчастного командира полка Гебеля (получив 14 ран, он выжил и был спасен несколькими верными солдатами).

Поход Черниговского полка превращается уже в «русский бунт», когда солдаты мятежного полка, получив от заговорщиков деньги, ведут себя в малороссийском селе как оккупанты – пьянствую, грабят, жгут, и собственные офицеры уже не могут их остановить. А затем появляется артиллерия и конница лояльных императору частей. Залп картечи, и бунтовщики бросают оружие.

И вот допрос бунтовщиков и пресловутая виселица для пятерых вожаков восстания.

Жаль, что в фильме нет очень яркого исторического факта - один из руководителей комиссии по расследовании мятежа граф Бенкендорф (кстати тоже герой Отечественной войны 1812 года) поинтересовался у схваченных мятежников – а кто из них уже освободил своих крестьян. Пообещав сразу освободить того, кто так сделал. Выяснилось – никто! А вот граф своих крепостных освободил еще в 1816 году, заплатив за них подати и выделив им землю. Кстати именно Бенкендорф возглавил столь ненавидимый революционерами и советской пропагандой «Корпус жандармов» - 3-е отделение императорской канцелярии.

Николай I оказался весьма гуманным – прочих мятежников сослали в Сибирь, причем отнюдь не «во глубину сибирских руд», а по острогам, где они жили весьма вольготно. Еще часть мятежников и всех солдат отправили воевать на Кавказ. В обычные части – «штрафбатов» тогда не было. Но вот судьбой своих солдат никто из декабристов никогда не поинтересовался.

Причем семьи декабристов никакого наказания не получили. Это у большевиков были лагеря для «членов семей врагов народов» и детдома для их детей, где заставляли отрекаться от родителей. В Империи о таком и подумать не могли… И, кстати, казненные декабристы были единственными приговоренными к смерти при правлении Николая I. Сообщением об этом и завершается фильм.

Александр II, взойдя на престол, декабристов вообще помиловал. А затем подготовил и осуществил реформу по отмене крепостного права, за что очередными революционерами был убит. Но это уже другая история.
Tags: История, Фильмы
Subscribe

  • Необыкновенный Севастополь: Мозаичные котики на спуске Шестакова

    Неповторимый облик уголков города зачастую создают не «казенные» украшения, а народное творчество. Именно такое творчество украсило спуск Шестакова в…

  • Не забудьте о них!

    Наступают холода. Не забывайте о замерзающих бездомных животных. Не закрывайте отверстия в подвальные помещения, чтобы коты могли туда попадать и…

  • Херсонесские мотивы осени

    Сколько бы не приходил на Херсонес – он всегда разный. Со своей энергетикой особой (вот особая грань севастопольской атмосферы еще ярко чувствуется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Необыкновенный Севастополь: Мозаичные котики на спуске Шестакова

    Неповторимый облик уголков города зачастую создают не «казенные» украшения, а народное творчество. Именно такое творчество украсило спуск Шестакова в…

  • Не забудьте о них!

    Наступают холода. Не забывайте о замерзающих бездомных животных. Не закрывайте отверстия в подвальные помещения, чтобы коты могли туда попадать и…

  • Херсонесские мотивы осени

    Сколько бы не приходил на Херсонес – он всегда разный. Со своей энергетикой особой (вот особая грань севастопольской атмосферы еще ярко чувствуется…