Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Categories:

Как ломали «Крылья Империи»


Недавно довелось полностью посмотреть российский сериал «Крылья Империи». Фильм интересный не только своим сюжетом, но и какой-то таинственной историей с его показом. Сериал стал, если не ошибаюсь, единственным фильмом за последние годы в России, который сняли с показа на Первом канале и отправили на пересъемку. По крайней мере, о других таких историях не слышал. Фильмы или просто не брали на ТВ или спокойно показывали. А чтобы так?
Версий по этому поводу попадалось много: кто-то писал, что телевизионное начальство якобы испугалось откровенных сцен на эротической вечеринке питерской богемы.
Сомнительно. Это после всей практически порнухи в российском кино с 90-х.
Кто-то предполагал, что на образы и сюжеты фильм коммунисты и вообще просоветские обиделись.
Тут может «теплее» - к ним больше прислушиваются. Русофобскую антиправославную «Матильду» не запретили, а вот еще по трейлерам обидевшую «просоветских» не менее глупую «Смерть Сталина» на телеканалы не допустили.
Но и тут странно – не так уж жестко показали авторы большевистских вождей. И тему сотрудничества с германцами мягко обошли, в отличии от той же «Гибели Империи», где как раз главные герои и расследуют финансирование революционеров иностранными разведками.
Так что же убрали в сериале то? Тем более что информации о вырезанных или переснятых моментах просто не нашел. Ни видео, ни даже описания. Это при том, что в интернете полно съемочных материалов других фильмов – снятых, прекращенных и так далее. А тут тишина.
Попробуем разобраться, попутно отметив сильные, слабые и вообще интересные моменты фильма.
Итак, «Крылья Империи». События 1-й мировой и гражданской войны. От мирного и на первый взгляд уютного и благополучного 1913 года, когда отмечали 300-летие дома Романовых, до Кронштадского мятежа.
Увы, истории русской авиации, как показалось по трейлерам, в фильме нет. Вернее многомоторный бомбардировщик «Россия» там присутствует в ряде серий, но как-то на заднем плане, как символ. И с ним связана главная, на мой взгляд, историческая неточность сериала. У зрителя, мало знакомого с историей Российской Империи (подлинной, а не по большевистским агиткам про «дикую и лапотную с сохой») может возникнуть впечатление, что такие самолеты Россия так и не создала. В фильме на бомбардировщик то моторов нет, то революционные матросы его крушат, то поврежденный самолет дотягивает до Кронштадта, где и упокоивается навсегда в ангаре. Какие другие более легкие самолеты в небе скользят в одной из серий, но в целом впечатление, что, мол, не вышло с крыльями и у Империи.
А на самом деле было иначе. При Николае II российская авиация была создана и бурно развивалась. Возьмем данные из вполне себе советского издания (скан попался в одной из социальных сетей). Так вот Российская Империя построила 6200 самолетов! Причем 5600 во время 1-й мировой войны. Тысячи русских самолетов, а не единицы. 1100 из них относились к морской авиации.
А что же многомоторные бомбардировщики? Тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» в России было построено 76! За всю войну враг сбил только 3 таких самолета. Живучие они были. И отбиваться могли – от 5 до 8 пулеметов несли, а а некоторые первыми в мире русские авиаторы 37-миллиметровую пушку поставили! Причем был и вариант гидросамолета и пассажирский «Илья Муромец» с невиданным для того времени комфортом – имел отдельный от пилотов пассажирский салон с туалетом и электрическим освещением!
Кстати большевики потом до 1923 года эти самолеты использовали. В СССР они даже авиаперевозки «Москва-Харьков» обеспечивали в 20-х годах. Вот такие крылья у Империи были…
Но вернемся к фильму, к его персонажам. Образы тут весьма яркие. И исторические – Государь Николай II c cупругой, Керенский, Ленин, Троцкий, Гумилев, Ахматова и многие другие. И персонажи в которых угадываются исторические прототипы под другими фамилиями.
При этом в фильме нет однозначно хороших персонажей (разве что Государь) и однозначно негативных мало. Даже тот же Ульянов, который Ленин показан не только как фанатично рвущийся к власти политик, готовый идти по крови народа, но и человек со своими страхами, сомнениями, симпатиями.
Причем даже персонажи второго плана тут очень яркие. Тот же Гумилев просто прекрасно показан. А внедренный к революционерам русский офицер жандармского управления (нынешний аналог – оперативник ФСБ) Лядов. Его прекрасный диалог с революционером я уже у себя размещал.
Прекрасно сыграны британские эмиссары, которые ведут и в итоге проигрывают свою политическую интригу в России.
Ну и главные герои, которые по большей части на стороне красных. Бывший русский офицер Двинский, а затем красный командир Кирсанов, прообразом которого явно Тухачевский послужил. Очень ярко, подробно трагедия этого человека, его падение «на темную сторону» показано. Гордыня, желание быть с победителями и быть победителем, привели его в ряды большевиков, сделало карателем Тамбовщины и Кронштадта, заставило отречься от семьи, простить красным смерть матери и сойтись в бою со своим братом, белым офицером. При этом Кирсанов мечется, пьянствует, переживает. Есть даже уникальный момент «развилки» событий, когда он представляет, как стреляет по красным карателям в вырезаемой тамбовской деревни и гибнет сам. Но в реальности оружие на палачей не поднимает. С красными он ведет себя высокомерно, нагло даже, бравируя своей ценностью «полководца революции» (ну точно Тухачевский), но обреченно им служит. Обреченно на смерть мучительную и от своих, если историю Тухачевского вспомнить.
Вот Софья – путь от милой гимназистки, влюбившейся в офицера-аристократа до наркоманки из богемы, от секретарши Керенского до красной комиссарши, от беспринципной, подлой, жестокой, развращенной уже большевистской чиновницы и «королевы бала сатаны» до раскаявшейся и пытающейся спастись от красного ужаса женщины..
Самый противоречивый и слишком уж меняющий обличия персонаж – Матвей. Простой рабочий из села, музыкант, неудавшийся бомбист, ссыльный, революционер, поднявшийся до «адьютанта» Ленина, жестокий каратель-чекист… и вновь раскаяние и жертва собой для спасения детей.
Так что же убрали в фильме, который такую широкую палитру жизни дает – от царского дворца, дворянских особняков до квартирок террористов, больниц, притонов. А пожалуй, что противников большевиков убрали. Так явный провал в сюжете – корниловский мятеж. Даже Корнилов среди персонажей фильма упомянут, а его нет. Белые в фильме появляются три раза – сцена боя красной и белой конницы с поединком братьев, где старший – белый офицер Двинский опустил оружие, вспомнив слова матери, а младший – краском Кирсанов – в ожесточении рубит брата. Еще одна сцена с расстрелом белыми группы красных повстанцев. Этакое отзеркаливания красного террора, где Кирсанов приказывает убивать женщин и детей, на белых, которые тоже расстреливают подростка-красного, взятого с оружием (что явно куда менее отвращает, чем зачистка красными тамбовской деревне). И третий сильный момент с белыми – построение остатков армии в лагере на острове Галлиполи после эвакуации из Крыма. И прекрасный монолог генерала Кутепова (первое и последнее его появление в фильме) о возрождении России.
Прочих сцен нет. Хотя явно напрашиваются. Получается перекос в пользу красных вождей, красных персонажей, красного Питера. А к примеру белого Ростова или Севастополя нет. То ли не увидели там авторы сильной интриги и противостояния (хотя и среди белых такого материала найти можно было – к примеру споры монархистов, республиканцев и непредрешенцев). И белый офицер Двинский-старший оказался обойден своей историей. Нет его скажем любовной линии. Видим его в конце уже в виде священника-монаха среди белых воинов, победившего свою гордыню и прочие страсти.
Но в целом фильм получился сильный и динамичный, захватывающий хотя и мрачноватый. И с оптимистичным концом спасения группы детей в залитом кровью после подавления мятежа Кронштадте, где в заброшенном ангаре остался брошенным тот самый многомоторный самолет «Россия», символизировавший крылья Империи.
Хотя можно было и показать судьбы уцелевших героев. Скажем расстрел Кирсанова-Тухачевского, гибель Гумилева, судьбы Кутепова и Двинского-старшего, который мог, скажем, стать видным духовным лидером белого зарубежья…
Вообще сериал мог бы быть больше. Тот же Гумилев и Ахматова только несколькими «мазками кисти» показаны. Еле намечен конфликт Сталин-Троцкий, причем обоих затмевает просто демонический, затянутый в кожу Свердлов. Другие интересные персонажи мелькают и пропадают… Кстати еще версия – что сериал резали не по каким-то идейным вопросам цензуры, а чтобы сделать его короче. Хотя, всякую муть снимали «километрами», вернее сезонами, а уж на такое эпохальное полотно времени пожалели.
В общем, пока не удалось мне узнать, что убрали и что добавили в фильм. Если есть инсайды, версии – будет интересно узнать и обсудить.
Но «Крылья Империи» все же стал явлением на фоне множества проходных мелодрам, типовых детективов, глуповатых комедий или более симпатичных новомодных «профессиональных сериалов» (про врачей, учителей, спасателей, водителей и так далее). И посмотреть его стоит, хотя бы, чтобы задуматься – к чему приводят попытки ввергнуть свою страну в революционный хаос, как мятеж и смута пожирают духовно и физически своих лидеров и рядовых участников…


Tags: Война, Империя, История, Кино, Фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments