Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Categories:

Страж Севастополя: Константиновская батарея

Константиновская батарея - это внушительное укрепление на самом выходе из Севастопольской бухты знают очень многие. Даже те, кто в Севастополе никогда не был. Наряду с Памятником затопленным кораблям и Графской пристанью, монументами Штык и парус или Солдат и матрос, Константиновская батарея стала одним из символов Севастополя, растиражированной во множестве фотографий, плакатов, открыток.

А вот побывать на батарее до недавних лет доводилось немногим. Это была воинская часть, причем весьма засекреченная, хоть и знали о ней понаслышке многие. Вот и для меня это оставался уголок Севастополя, наверное, последний, где я еще не был. Причем и возможности вроде бы складывались, но каждый раз не получалось. И вот, наконец, совершенно случайно удалось на батарею выбраться. Побывать, проникнуться особой атмосферой и рассказать вам о ней.

Тем более Константиновская батарея, прошедшая с Севастополем все подвиги и трагедии, все невзгоды, стала сейчас символом возрождения Города.

История батареи началась еще до рождения Севастополя и даже до присоединения Крыма к России. В 1774 году Крымское ханство по итогам очередной русско-турецкой войны и Кючук-Кайнарджийского мирного договора стало независимым. На полуострове стояли русские войска, а крепость Керчь уже принадлежала России. Но и турки не спешили покидать Крым, подталкивая протурецкие силы среди татарской знати к мятежу против пророссийского хана.

В Ахтиарскую тогда еще бухту зашла турецкая эскадра из 10 кораблей. Командующему войсками Крыма и Кубани Александру Суворову было поручено выдворить турок, но без начала новой войны. Полководец сразу оценил и удобство бухты, и возможную угрозу для турецких кораблей – он развернул строительство земляных береговых батарей на выходе из бухты. Буквально за одну ночь русские солдаты возвели первые укрепления. Утром изумленные турки увидели наведенные на них стволы орудий. Русские не атаковали турецкую эскадру, но не позволяли даже прислать баркасы за водой. Каждый день укрепления Суворова становились все основательнее. Турецкий командующий признал, что ни вести бой в бухте в окружении русских береговых батарей, ни прорваться в открытое море он уже не сможет и был вынужден просить Суворова позволить турецкой эскадре покинуть бухту. А в 1872 году в бухту уже вошли первые русские корабли.

Кстати от суворовского земляного укрепления будущая батарея получила звучное, но неверное с точки зрения фортификации название «равелин». По крайней мере, такую версию озвучивают сейчас в Русском географическом обществе.

В 1834 году на берегах Севастопольской бухты началось строительство пяти новых каменных батарей. Проект батареи, получившей названия Константиновской в честь любимого внука императрицы Екатерины Великой, создал военный инженер полковник Бюрно.

По тем временам это было грозное укрепление. Стены складывали из крымбальского камня – прочного и вместе с тем мягкого, который вражеские ядра должны были не раскалывать, а лишь оставлять вмятины. Подковообразная батарея строилась в два этажа. Толщина внешних стен превышала 2 метра. В помещениях батареи – казематах размещались 94 орудия, кубрики артиллеристов, пороховые погреба, склады. По сути, батарея являлась отдельной крепостью, которая могла несколько месяцев самостоятельно отражать атаки противника.

Вскоре батарее довелось испытать себя в бою. В 1854 году к берегам Крыма прибыл огромный флот трех ведущих держав того времени, трех империй – Британской, Французской и Османской. Английские политики хотели отбросить Россию от всех морей, уничтожить русские флоты и их базы, чтобы безраздельно владычествовать на морях и океанах. Самый страшный удар пришелся на Севастополь. Осадив город, противник предпринял удар с моря – 5 октября 1854 года вражеская армада атаковала морские укрепления города. По Константиновской батареи вели огонь британские корабли. На огонь более 400 орудий противника, батарея могла отвечать только 40 пушками, направленными на внешний рейд бухты. Огнем противника были убиты пятеро и ранены около 50 батарейцев, вышли из строя два десятка орудий. Однако и залпы батареи были для врага чувствительны. Каленые ядра прошили борта огромных линкоров «Агамемнон» «Лондон» и «Ким» и корабли загорелись. Вражеский флот отступил.

Когда в 1855 году русские войска после 349-дневной обороны оставили Южную сторону Севастополя, три батареи на ней были взорваны, а вот Константиновская и соседняя с ней Михайловская стали новой линией фронта. Форсировать бухту враг не рискнул. Северная сторона Севастополя осталась за защитниками города.

После первого возрождения Севастополя батарея стала терять свое значение – противоборствовать с броненосцами и стальными линкорами она уже не могла. Рядом с ней была построена более мощная батарея 11-дюймовых орудий, а в самой Константиновской батарее разместили воздухоплавательный парк – прообраз будущей морской авиации. С воздушных шаров и дирижаблей тогда были сделаны многие уникальные фотоснимки Севастополя.

Во время Великой Отечественной войны на батарее располагались части охраны водного района. К 21 июня 2941 года немецкие войска вышли к Севастопольской бухте. Им пришлось преодолеть упорное сопротивление защитников укреплений Северной стороны – Северного укрепления, батарей на мысе Толстый, Константиновской и Михайловской батареи. На Константиновскую батарею отошли часть личного состава 95-й стрелковой дивизии во главе с командиром 161-го стрелкового полка майором И.П. Дацко, бойцы береговых батарей и 178-го инженерного батальона Черноморского флота. Против старинного укрепления немцы задействовали тяжелую артиллерию и авиацию. К сожалению, даже прочный крымбальский камень не смог защитить сражавшихся здесь севастопольцев от сверхтяжелых снарядов противника. Батарея была превращена в руины. 24 июня последние моряки и солдаты вплавь покинули полуразрушенное укрепление. Командир части капитан 3 ранга Михаил Евсевьев (в литературе его ошибочно называют Евсеевым) и батальонный комиссар Иван Кулинич, уходя, взорвали оставшийся на батарее боезапас. Евсевьеву посчастливилось выжить и переплыть бухту, пережить трагедию падения города и встретить победу. Ворвавшиеся на руины батареи немцы повесили умирающего или уже мертвого Кулинича на балконе батареи лицом к непокорному городу…

После освобождения Севастополя разбиравшие завалы моряки похоронили в братской могиле во дворе Константиновской батареи останки 26 ее защитников, установив первый памятник знак. В 70-х годах на могиле возвели новый памятник. Тогда же кому-то пришла в голову идея «эрзац-реконструкции» батареи. Ее руины окружили стеной из белого камня с бойницами, в которых установили резиновые макеты орудий.

А в руинах обосновалась новая секретная часть - 102-й отряд борьбы с подводными диверсионными силами. Она была создана 26 января 1967 года на основании директивы Главного штаба военно-морского флота. На Черноморском флоте еще была памятна трагедия линкора «Новороссийск», взорвавшегося в Севастопольской бухте в 29 октября 1955 года. По одной из версий, его уничтожили итальянские морские подводные диверсанты князя Боргезе, которые в Севастополе побывали еще во время Великой Отечественной войны. Советскому флоту были нужны свои боевые пловцы для охраны баз и борьбы с вражескими диверсантами. Кстати еще в 1941 году рота особого назначения – первая подводная противодиверсионная часть в СССР противостояла все тем же итальянским пловцам под Ленинградом.

Ну а в 60-х годах такие части были созданы на всех флотах. Хотя 102-й отряд и был секретным, в городе о том, что на батарее базируются боевые пловцы, что они охраняют базу, используют особое подводное оружие и боевых дельфинов, знали. Но вот в часть и соответственно на батарею попасть было нереально.

В итоге обе оставшиеся севастопольские батареи – Константиновская и Михаловская (из нее вообще сделали склад всякого старья) для людей были недоступны и потихоньку ветшали.

После распада СССР Михайловская батарея досталась ВМС Украины, которые ее толком не использовали. А Константиновская осталась за Черноморским флотом.

Так получилось, что Михайловская батарея музеем стала раньше. Украинским военным она была не нужна. Батарею даже хотели продать под пансионат. Но нашелся меценат-энтузиаст Алексей Шереметьев, который добился от киевских адмиралов разрешения на создания музея ВМСУ, в котором про украинский флот ничего не было, а была неплохая экспозиция по истории Севастополя, Черноморского флота и самой батареи.

А вот Константиновскую батарею начали реконструировать только после возвращения Севастополя в Россию. Она была передана Русскому географическому обществу, президентом которого является министр обороны Сергей Шойгу. В 2015 году Президент России Владимир Путин – тоже член общества – побывал на батарее, одобрил ее реконструкцию и размещение в ней регионального отделения РГО.

Боевых пловцов вывели за пределы батареи на расположенную рядом новую базу, и в течение двух лет батарею буквально пересобрали по камешку, бережно сохраняя уцелевшие фрагменты. В санкт-петербургских флотских архивах нашли чертежи батареи на период Крымской войны и по ним проводили работы.

В конце 2017 года первый этап реконструкции завершили, и состоялось торжественное открытие комплекса. Как было заявлено, на 1-м этаже батареи разместились две музейные экспозиции – посвященные истории батареи и истории Русского географического общества, на 2 этаже также часть помещений планируется задействовать под выставки, а часть – под работу РГО.

При этом работы на батарее не завершены – на ее территории осталась батарея времен 1-й мировой войны, укрепления Великой Отечественной в полуразрушенном состоянии.

Кстати, на батарею я попал случайно – выяснял – курсирует ли с Артбухты катер на Учкуевку (выяснилось, что уже нет) и, разговорившись с частниками, катающими туристов на катерах, узнал, что они могут подбросить на причал самой батареи. Ну а там встретивший меня и еще двух посетителей охранник сопроводил уже к кассе музея.

Само состояние батареи гораздо лучше, чем Михайловской. Экспозиции интересные, хотя пока и не настолько богатые. При этом гулять по самой батарее, по смотровой площадке на ее крыше после экскурсии можно хоть до закрытия музея.

А виды с батареи на Город, Севастопольскую бухту, внешний рейд уникальные. И сама атмосфера какая-то особая.

Как минус – попасть на батарею по суше непросто – никаких указателей на нее на Северной стороне не нашел. Равно как и выбраться с батареи незнакомому с городом человеку – можно легко заплутать на Радиогорке. Так что еще предстоит оборудовать путь от въезда в Город до въезда на батарею соответствующими указателями.
В целом же очень отрадно, что с возвращением Севастополя домой обе сохранившиеся береговые батареи стали музеями, доступными севастопольцам и гостям города. Кстати, вскоре обещают музеем сделать и 30-ю береговую батарею, восстановленную после Великой Отечественной войны и являющуюся пусть законсервированным, но военным объектом.



























































































































Tags: История, Севастополь, Севастопольские мотивы, Флот, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments