Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Categories:

«Чернобыль»-2019: радиоактивная «клюква» про «русских орков»

Американский сериал «Чернобыль» поместили на первое месте рейтинга шоу всех времен, которые получили наивысшую оценку зрителей. Об этом сообщается на сайте International Movie Data Base. Западные СМИ уверяют, что он обошел по популярности пресловутую «Игру престолов».

Сериалу создают мощнейшую рекламу. Трудно вспомнить фильм про Россию или СССР, который бы так пропагандировался на западе.

А чем же такое внимание, продвижение и популярность вызваны? Конечно, фильмы-катастрофы на западе любят – регулярно кропают фильмы и сериалы как заскучавшие США и Европу топит водой, засыпает снегом, выжигает астероидами или поедаются зомбями. Ну а тема Чернобыльской катастрофы еще и играми компьютерными, книгами и прочей продукцией на «сталкерскую» тему подхлестывается. Плюс существование пресловутой «зоны», вдоль и поперек пройденной съемочными группами, блогерами и путешественниками.

Но все же тема Чернобыля как-то притихла. На той же Украине сейчас Чернобыльская зона скорее самое спокойное и безопасное место на фоне гражданской войны, майданных смут и рейдерских разборок.

И вдруг американский сериал. В создание которого немало средства вложено, а в рекламу на западе еще больше. Для чего?

Об этом позднее. А сейчас о самом сериале. Если коротко – то это большая и талантливо сделана информационная диверсия, этакая радиоактивная «клюква» с очередными русскими «орками».

Почему так? А судите сами.

Начнет с сильных сторон. Сериал сделан старательно и кропотливо. Тут стоит отдать должное. Создатели перелопатили кучу материалов, фото и видеозаписей, мемуаров, газетных статей и даже художественных произведений, чтобы создать достоверный фон – виды Чернобыльской АЭС, города Припять, кабинетов советских чиновников и квартир простых граждан. Машины, мебель, одежда, прически – весьма похоже. И многие достоверные фамилии, факты, фразы даже используются. Да и съемки велись на Украине и Прибалтике с использованием местной массовки. Так что типично американских пейзажев и негров среди персонажей не встретишь.

Достоверно на первый взгляд. Мне, кстати, в Чернобыльской зоне быть довелось, на саму станцию ездил как студент-практикант и начинающий тогда журналист «в одном лице», в городке атомщиков Славутич пожил. И материалы по теме изучать – и официальные, и художественные. И даже диплом писать на эту тему – о ядерных авариях. Потому и интересно было увидеть фильм на эту тему, и затронуло, и в то же время зацепило и разозлило все это.

Еще раз – снято сильно. Это вам западные примитивные агитки в духе «Генерал КГБ Пушкин, это вам звонит генерал КГБ Гоголь, надо всех расстрелять»… Эта агитка масштабом побольше. И подлее. Тут незнанием, непониманием, поверхностным восприятием темы не отговоришься. Знали. Понимали. И творили осознанно.

Видно это с первых кадров. Вот профессор Легасов. Реальный исторический персонаж. Член правительственной комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Вот он в фильме записывает на диктофон свои воспоминания и оценки катастрофы, оставляет побольше корма котейке (сразу настройка на хорошего такого персонажа - котейку любит. Правда не подумал – а куда он денется то потом), прячет записи и сводит счеты с жизнью. Кстати реально так и было. Через два года после трагедии на ЧАЭС. Только не прятал Легасов записи, и вряд ли сидели в этот момент под подъездом в черной «волге» кгбшники как в сериале.

Впрочем записи Легасова в мире потом прозвучали. По материалам этих аудиозаписей Би-Би-Си в 2006 году сняла фильм «Пережить катастрофу: Чернобыльская ядерная катастрофа». Ничего сверхсекретного и сверхкомпромитирующего там, кстати, не оказалось.

А действие фильма переносится на ЧАЭС к ночи пресловутой аварии. И сразу диссонанс – персонал АЭС – люди грамотные, прошедшие неслабую подготовку и отбор, люди увлеченные своим делом, решительные тут показаны как кучка тупых и злобных начальников-карьеристов и склонных к панике обреченных исполнителей. Реальные сотрудники станции уже разбирали подробно в интернете, что не бегали в растерянности после взрыва они по полуобрушенным коридорам, не сидели в руинах блока, причитая, что мол «все, конец нам». Никто не гнал их в сопровождении автоматчиков выполнять свой долг, как в фильме показано. Реальный персонал станции честно выполнял свою работу, пытался выяснить масштабы аварии и боролся с ее последствиями. Не все еще зная и не все понимая о причинах и последствиях катастрофы, рискуя и жертвуя жизнью.

Хорошо показаны в сериале разве что пожарные – первые ликвидаторы аварии. Правда тут авторы с упоением потоптались на их страдании и смерти, представив пораженных радиацией людей как каких-то заживо разложившихся зомби. Вообще, тему радиации в фильме используют по полной и даже больше – так от обломков графита у людей за секунды выступают радиоактивные ожоги, и они тут же рушатся на землю. Других персонажей постоянно тошнит, они теряют сознание и т.д. А над станцией и вокруг колышется некое зеленое свечение, которое безграмотно объявили эффектом Черенкова.

Зато жители городка атомщиков Припять показаны абсурдно. В ночь аварии, узнав о происшествии, они толпой с детьми, вплоть до самых крохотных, бредут на мост и толпятся там, восхищаясь (!) зрелищем, и не видя, как на них оседают некие черные частички от пожара. Опять же не было такого. Не спали, конечно, родные, переживали, ждали дома. Врачей подняли, власти, милицию. Но никто толпами на мост не ломился. Может так бы американцы современные сделали? Вероятно.

И чиновники местные не прятались первым делом в глубокий бункер и не вели там речей о том, что надо «закрыть город», «перерезать телефонные линии», дежурно аплодируя упоминаниям Ленина. Не 20-е или 30-е ж годы показаны. Напротив, в первый же день семьи некоторых атомщиков из Припяти свободно уехали. А из персонала станции, как рассказывали мне «старожилы» ЧАЭС, сбежал на машине только один человек.

Дальше – больше. В фильме представитель правительства и глава комиссии по ликвидации аварии Щербина приказывает солдатам выкинуть из летящего вертолета ученого – все того члена специальной комиссии Легасова, если тот сразу не разъяснит ему принцип работы реактора. При всем моем негативном отношении к коммунистическому руководству, к советской системе, это бред. Тем более ничего такого Щербина не делал – уж Легасов бы об этом записал. Тут же Щербина демонстрирует руководству станции и военным свою «компетентность», а затем бросает все тем же автоматчикам что-то типа «уведите их в штаб партии». Это куда?

Киношного Щербину долго уговаривают начать эвакуацию. Реальный Щербина уже 27 апреля эвакуацию из Припяти организовал сверхоперативно. Людям даже собраться не дали – грузили в автобусы и вывозили скорее подальше от аварии. Потом для них построили за пределами «зоны» на чистой территории ближе к Чернигову красивый и уютный город атомщиков Славутич, в котором каждый квартал сооружала одна из республик СССР.

Это в Киеве партийные власти выгнали людей 1 мая на шествие, а потом молодежь на какой-то там велопробег с массовкой. Знали, но выгнали. Но вот такого факта в фильме нет. Потому что это диссонировало бы с мрачной темной сумрачной «мордорской» атмосферой фильма.

Досталось от автора фильма и шахтерам. Ну не знают американцы, что на шахтах и душевые были, и раздевалки, что шахтеры после смены и помыться могли и переодеться, а уж руководство шахт в административных зданиях работало. В кино же все шахтеры как некие гномы грязные в угольной пыли сидят в каком-то бараке и пьянствуют. И к ним является некий хиппи в сопровождении… каких-то автоматчиков без знаков различия. Эти автоматчики мелькают по всему фильму, непонятно кого изображая – советскую милицию, военнослужащих КГБ или простых армейцев.

И вот хиппи, оказавшийся министром угольной промышленности (в реальности прошедшим путь от такого же шахтера), брезгливо разглядывает подчиненных и убеждает их ехать рыть шахту под АЭС, обещая неплохо заплатить. Причем все это происходит под открытым небом на каком-то отвале у огромного карьерного экскаватора (так шахта это или карьер).

Вообще деньги в фильме участникам опасных работ обещают постоянно. Причем так хамски. «Идите мы дадим вам 500 рублей. 800 рублей, 1000 рублей. Мы дадим вам водки…». Опять же американский подход. Может на ликвидацию их ядерной аварии на Тримайл Айленд так народ собирали. А отчего американские режиссеры, кстати, о своей родной ядерной катастрофы не сняли фильм.

Но вернемся к сериалу. Тем более там министра перебивает (!) один из автоматчиков, прикрикивая на шахтеров и тыкая в них автоматом. Вы себе такое представляете?

Наконец, злополучных шахтеров доставили на ЧАЭС. Там их предводитель с пышными усами и в подтяжках, похожий на американского шерифа, доводит своим поведением все тех же Шербину и недовыкинутого из вертолета Легасова, которые выдавливают фразу «Они все такие?». О да. Бывший фронтовик еще финской войны Щербина шахтеров конечно никогда не видел. Тем более таких… ведь начав копать штрек под ЧАЭС, эти персонажи раздеваются догола. Совсем. И бегают по АЭС голышом. Совсем. Без трусов даже. Типа в шахте жарко, а вентиляторы не дают. Конечно, в тоннеле, который они строили, было жарко и опасно. Но голышом там никто не бегал, как не бегают и в самой шахте. Есть фото и видео как шахту строили. Но авторам понадобились именно такие голые грязные персонажи.

Хуже обошлись только с ликвидаторами аварии. Вот уж точно лагерь орков. Кое-как поставленные палатки, грязь, и насильно мобилизованные грустные неряшливые люди в кое-как напяленной форме без знаков различия, которые достают из ящиков допотопные винтовки, рассовывают по карманам патроны, разгружают и переносят огромное количество водки, хлещут ее без закуси, жгут костры из ящиков и расшвыривают бутылки.

Водку в фильме вообще пьют все и постоянно. Словно в пресловутой игре «Сталкер». Хотя от радиации вообще-то вино давали. И никто при ликвидации аварии не пьянствовал там запойно. А жили ликвидаторы на кораблях, поставленных в реке, в модульных домах, в освободившихся после эвакуации зданиях.

Может авторы фильма не в курсе, но и добровольцев на ликвидации было немало. И они упорно работали, а не «квасили» с горя. Но авторам фильма нужно было вызвать к этим людям отвращение. Удалось.

Жуткий эпизод с зачисткой животных в зоне. Говорят было такое – собак, сельскохозяйственный скот ликвидировали. Но вот в фильме как это показано – пара бандитского вида кавказцев и насильно мобилизованный парень из автобата с ними ходят по селу и стреляют, добивают, ведут разговоры кто как воевал, людей убивал. Мало того, персонажи эти, постоянно потребляя водку, еще и квартиры прочесывают. И убивают даже собаку с щенками. К счастью не показали убийство котеек. Только их взгляды. И поставлено так, что хочется вот таких карателей просто самих зачищать, уйдя там в партизаны.

Именно карателей. Потому что такой персонаж без знаков различия является в село в хлев к старушке, которая корову доит, и тычет в нее пистолетом. Вообще эпизод особо жуткий и отвратительный. Потому что бабулька вещает карателю, что мол сначала ее угнетали «люди царя» (это кто такие), потом красные, потом «устроили голодомор», а потом в «великую войну» тут были «русские мальчики» и «немецкие мальчики». Это она так о фашистских карателях и о своих же родных, земляках, защитниках отзывается. «Мальчики». И эсесовцы, мол, и советские солдаты. Ну мы, конечно, верим?

Ну а каратель сначала у бабульки молоко отбирает, а потом приставляет пистолет к голове и стреляет… в корову. Бабульку же и прочих плачущих и вырывающихся людей каратели загоняют… нет к счастью не в сарай чтобы сжечь, а в автобусы. Но опять же впечатление такое, что хочется увидеть тут партизанский отряд, ликвидирующий таких «ликвидаторов».

Такое впечатление, что участвуют в этом не их же земляки милиционеры как в реальности, а какие-то особые орки, люто ненавидящие все живое.

Вот они, русские – как бы говорят создатели фильма. Так они к своим относятся. Представьте, как будут относиться к вам.

И подобных заведомых провокаций, а не ляпов, нагнетания мерзости и ужаса в сериале полно. Там и симпатичных персонажей то и нет практически. Разве что жена умирающего пожарного Людмила Игнатенко, по воспоминаниям которой и построили эту сюжетную линию. Опять же – в фильме только она заботится о своем муже, а к прочим пострадавшим медики и солдаты относятся как… к каким-то подопытным. И несчастные умирают один за одним в какой-то темной, грязной больнице. Хотя в реальности это был самый современный на тот момент госпиталь.

И в реальности врачи людей спасали как могли, переливали кровь, пересаживали костный мозг, искали методы и вытаскивали многих. Того же заместителя главного инженера ЧАЭС Дятлова спасти, который в фильме один из самых неприятных персонажей.

В фильме же на жертв всем плевать. К ним лишь является с распросами некая ученая из Белоруссии, которая то на ЧАЭС ломится, то в больницу к умирающим, чтобы всех разоблачить видимо. Любимый типаж запада – ученый-правдолюбец против системы. Кстати среди действующих лиц с реальным фамилиями, Ульяна Хомюк – единственный выдуманный персонаж. Для накала ситуации… Не удивлюсь, если в конце сериала ее расстреляет КГБ, которое ее уже арестовало по ходу дела, или она вырвется на запад и раскроет там «всю правду о ядрной энергетики».

В итоге вместо фильма о жуткой трагедии, о борьбе с ней, о подвигах и ошибках, о людях, сильных духом, получился фильм о темном, грязном, радиоактивном «мордоре», где начальники нервно отправляют на верную смерть покорных и понурых, обреченных ликвидаторов за тысячу рублей и бутылку водки.

А чего сами не сняли? – спросит скептик. Так снимали. Фильмов о Чернобыльской катастрофе и ее последствиях немало – специально около десятка пересмотрел. Тот же сериал «Мотыльки» где все это есть – и обреченная любовь девушки и солдата, умирающего в больнице от радиации, падение вертолета, эвакуация, зачистка сел. Но на фоне всей трагичности, фильм все же лиричен, а люди, оказавшиеся в жесточайшей ситуации, не только сволочи и жертвы, но и герои и просто люди, которые любят, переживают, выполняют свой долг и надеются на лучшее.

Так что сериал «Чернобыль» вторичен – по отношение к тем же «Мотылькам», к книгам, пьесам (украинские СМИ заявили, что целые монологи перекатали из произведения киевского вроде писателя). Но в отличии от них показывает все в абсолютно темном жутком беспросветном виде. С жуткими преувеличениями, в духе «погибнут целые области, умрут миллионы людей, радиация на сотни и тысячи лет…». Не случайно для съемок привлекли режиссера, который раньше ужастики про зомби снимал и прочий треш.

Кстати в реальной зоне отчуждения сейчас природа залечивает раны, нанесенные человеком, и Чернобыльская зона это не радиоактивная пустыня и не жуткие локации игры «Сталкер», а скорее заповедник, где руины домов и промбазы затягивает пышная растительность, обживают котейки и прочая живность.

Но всего этого в сериале нет.

И вот тут пора задуматься – а зачем это снято? Почему в США вдруг решили вложить средства и привлечь внимание к этой теме?

Показать все недостатки и язвы СССР? Так его, слава Богу, со всеми его плюсами и минусами нет уж скоро почти 30 лет.

А может фильм призван показать, что атомная энергетика у русских это огромная угроза, с которой, мол, справиться никто не может. И вообще угрожает наличие ядерной энергии у нас всему миру.

Это на фоне того, что наши специалисты сейчас АЭС по миру строят. К примеру, в Китае, Турции, Египте и многих странах мира. И американцам – нашим главным конкурентам в сфере ядерной энергетики, все это очень не нравится.

А еще в ближайшее время в России анонсирован запуск первого уникального термоядерного реактора.

И вот совпадение – рекламные щиты фильма о ядерной катастрофе «Чернобыль» по всем США появились параллельно с этой новостью в СМИ. Совпадение…

Впрочем, судите сами. Совершенно не уговаривают "не смотреть, но осуждать". Но только знакомясь с таким несомненно талантливым произведением, подойдите к нему вдумчиво.

Tags: История, Политика, Происшествия, Трагедия, Фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments