«Известно, что кроме «Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» межу Россией и Украиной не существует никаких иных правовых актов, касающихся межгосударственных границ. Таким образом, подписав Указ о выходе Украины из указанного, гарантирующего границы между нашими государствами Договора, Порошенко фактически подписал отказ от признания украинско-российской границы» – подчеркнул эксперт.
«Украина никогда не существовала в тех границах, которые «затвердил» этот Договор. Денонсированный же нынче самой Украиной Договор являлся хоть каким-то действующим юридически международным документом, обязывающим РФ и Украину признавать и соблюдать установленные ранее (ещё Союзом ССР административные между РСФСР и УССР) границы в качестве межгосударственных (между Российской Федерацией и впервые в истории появившемся государственном субъекте международного права под названием «Украина»). Так или иначе, но согласно именно этому Договору можно привлечь Россию или Украину если не к ответственности, то хотя бы требовать какие-то компенсации. Теперь же, вопрос не только Крыма, но и Донбасса (Новороссии) юридически вообще закрыт» - отметил Вадим Мордашов.
Эксперт привел некоторые положения этого, имеющего международное значение, а теперь денонсированного правового Украиной документа:
Статьёй 2 Договора определено:
«Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ».
В Статье 3 сказано:
«Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права».
«Денонсация данного основополагающего Договора с Россией автоматически повлечёт за собой прекращение действия основанного на его положениях, принятого 28 января 2003 года Договора «Между Российской Федерацией и Украиной о Российско-Украинской государственной границе» - также заявил эксперт.
«Статья 1
В настоящем Договоре под термином «российско-украинская государственная граница», далее – «государственная граница» или «граница», понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие государственные территории (сушу, воды, недра и воздушное пространство) Договаривающихся Сторон от точки стыка государственных границ Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь до точки, расположенной на берегу Таганрогского залива.
Статья 2
Российско-украинская государственная граница проходит так, как это указано в Описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 1) и изображено сплошной линией красного цвета на картах государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 2)…
Описание и карты государственной границы, прилагаемые к настоящему Договору, составляют его неотъемлемую часть…
Статья 5
Урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между Договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств»
«То есть, межгосударственные границы между Российской Федерацией и Украиной более не обозначены и, следовательно, не являются незыблемыми. Причём денонсация Украиной Договора о дружбе с Россией – это не только отказ от признания украинско-российской границы. Данный шаг украинского руководства логично повлечёт за собой также целый ряд изменений и отмен последующих правовых актов, которые также основывались на денонсированном нынче Договоре» - резюмировал Вадим Мордашов, добавив что из «Высоких Договаривающихся Сторон от этой скандальной денонсации выиграла явно не Украина…»
«Новоросс. info»
Историческая Справка по теме
Украина никогда не существовала в тех границах, которые «затвердил» этот Договор.
Территория, «воссоединившаяся» с Россией в XVII веке согласно Переяславской раде и Андрусовскому договору, была в пять раз меньше той, что сегодня именуется Республикой Украиной. Все остальное — каждый квадратный метр — Украина приобретала за счет России. Даже после Февраля 1917 г., когда самозваная Центральная Рада поставила перед Временным правительством вопрос о создании «украинской автономии» в составе России, речь шла только о пяти губерниях Юго-Западного края бывшей империи.
Однако сразу после Октябрьской революции — в ноябре 1917 г. — Рада провозгласила создание Украинской Народной Республики (УНР) на территории уже девяти губерний (но без Крыма!). Опираясь на кайзеровские штыки, петлюровское правительство присоединило к УНР в одностороннем порядке исконно русские этнические территории. Но и в этой ситуации бесспорная принадлежность Крыма России не вызывала сомнений ни у Петлюры, ни у всей Центральной Рады и лично у Грушевского, столь почитаемых украинскими националистами. Знаменитый «Универсал Центральной Рады» №1 от 8 ноября 1917 г. перечислял среди земель, «принадлежащих» УНР, «Киевщину, Подолию, Волынь, Черниговщину, Харьковщину, Полтавщину, Екатеринославщину, Херсонщину, Таврию без Крыма». Таким образом, Крым даже в то смутное время продолжал оставаться российским. (http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1917.htm).
Никаких территориальных договоров большевики с петлюровцами не заключали. Откуда же взялась та граница между РСФСР и УССР, установленная большевиками в общих рамках СССР, которая вот-вот может обрести незыблемость, если решение Госдумы России будет утверждено Советом Федерации?
Она возникла исключительно благодаря Брестскому миру (который заключившие его большевики сами именовали не иначе как «похабным»), а также последовавшим за ним событиям. К августу 1918 г. в результате немецкого наступления после срыва «похабного» мира российско-украинская граница сдвинулась еще дальше на восток: она была в полном смысле слова начертана на нашей земле немецким штыком, отхватившим от России огромные территории вместе с населявшими их русскими людьми. Брестский мир был аннулирован в ноябре 1918 года после капитуляции немецких войск на Западе, но граница, отрезавшая нас от миллионов наших единокровных соплеменников и от наших земель, осталась. Стремясь привлечь и удержать Украину в Советском Союзе, большевики не заикались о возвращении РСФСР к справедливым историческим рубежам.
С тех пор граница пересматривалась только в пользу Украины. Однако юное государство отнюдь не комплексует по поводу неправедно отторгнутых у России территорий вкупе с «прикрепленными» миллионами русских жителей. Его аппетит все растет, а с ним — и претензии к нам. Идеологи украинского национализма, правящие сегодня бал во внешней и внутренней политике своей страны, убеждены в том, что Россия должна Украине еще кое-что: Кубань, часть Воронежской, Курской, Ростовской областей и т.п. Едва ли не основной лозунг Руха — «Вперед на восток!». Сегодня эти претензии не выдвигаются пока на государственном уровне, ибо Киев сосредоточился на том, чтобы «переварить» проглоченное — ассимилировать русский Крым, русские Новороссию и Левобережье. Покончив с этой задачей, чему в высшей степени способствует пресловутый договор, Украина наверняка предпримет новые попытки наращивания территорий за счет России.
В частности, уже сегодня Украина хочет закрепить за собой право на косу Тузла, примыкающую к Таманскому полуострову. Ратифицировав договор, Россия тем самым удовлетворит эту претензию, после чего окажется замкнутой в акватории Азовского моря, поскольку фарватер Керченского пролива окончательно станет собственностью Украины. Проливные сборы, которые продолжит уже на законном основании взимать Украина за каждый выход и вход в Азов (даже если российский корабль следует из Новороссийска на Черном море в российский же Таганрог на Азовском, он платит за это 400 долл.), составляют по минимальным подсчетам 30-40 тыс. долл. ежедневно. Робкие попытки наших дипломатов, уже после подписания горе-договора, разыграть тему «совместного использования вод Азовского моря» все последнее время пресекались украинской стороной, желающей делить Азов в соответствии с международным морским правом. Увидим мы еще в будущих нейтральных водах Азовского моря «рыбаков» 6-го американского флота...
Неудивительно, что Украина так поспешно ратифицировала новый договор и так настойчиво требовала этого от России: ведь ныне действующий договор между РСФСР и УССР от 1990 г. признает суверенитет Украины, но... отнюдь не ее права на спорные территории, например Область Войска Донского или Новороссию. Ибо ст. 6 предписывает признавать и уважать территориальную целостность договаривающихся сторон «в ныне существующих в рамках СССР границах». Не стало СССР — нет и бесспорной границы между Россией и Украиной, это очевидно. Господин Лукин, почти бессменно председательствующий в наших парламентах над международными делами, в свое время именно на эту оговорку напирал, проталкивая договор 1990 года к ратификации в Верховном Совете РСФСР.
Итак, бесспорной российско-украинской границы нет. А спорные территории — есть.
Константин ЗАТУЛИН - директор Института диаспоры и интеграции стран СНГ
Александр СЕВАСТЬЯНОВ - редактор "Национальной газеты"