Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Category:

Закончился ли «Золотой век» «западного» кинематографа?

Какие фильмы я смотрю чаще всего? Разные. Исторические, фантастические, приключенческие и т.д. Но кое-что их объединяет. Это фильмы условно «старые», т.е. относящиеся или к XX веку, или максимум к первым 10 годам века нынешнего. Почему? А не хочется разочаровываться.

Нет, не буду максималистом и не скажу, что условно «западный» кинематограф умер, уступив компьютерным играм и разным клиподелам, но «золотой век» кино остался все же позади – как и «золотой век» западной цивилизации – в 79-х, 80-х, 90-х годах.

Нет идей

Прежде всего, выдохлись то ли авторы сценариев, то ли режиссеры. Новых идей нет! Кинокомпании без устали снимают бесконечные продолжения, «приквелы» и «вбоквелы», «сиквелы» и сериалы «на тему» некогда культовых фильмов.

И если вторую, третью историю некогда впечатлившей картины посмотреть еще интересно, то всякие, условно говоря, «Терминаторы-6», «Форсажи-10» и какие-то там очередные «Чужие» уже просто утомляют и хочется сказать: «Снимите что-то новое, не мучайте просто популярную тему!». Конечно, поклонников именно этих циклов каждый новый фильм радует. Но кроме поклонников есть и другие зрители. Да и любимые поклонниками актеры не молодеют, а то и вообще уходят. И надо или новых персонажей в привычный мир вводить или… да просто придумывать что-то новое.

Причем выдыхаются даже такие масштабные Саги как «Звездные войны». Тут, впрочем, могла сыграть роль роковая ошибка Лукаса, который продал идею «Диснею». Если пресловутые и раскритикованные рафинированными поклонниками «старой трилогии» первый, второй и третий (по хронологии, но более новые по порядку съемки) эпизоды были все-таки в духе Саги, были яркими, масштабными, раздвигали границы вселенной цикла, как и «Войны клонов», то фильмы, снятые «Диснеем» (за исключением, пожалуй, «Изгоя 1») просто унылы. Для поклонников старой Саги это просто бесконечные отсылки к старой трилогии, по сути, ее пересказ на новый лад (но невпопад). Для тех, кто первый раз обратился к Саге – какая-то нелогичная и субмурная космическая фантастика – все летят, все бегут, при этом отводится место для шуточек, для фансервиса, для «красивого корабля» или «забавной зверушки» и псевдолирических сцен. И при наличии отдельных интересных сцен, кораблей и т.д. единого фильма нет. Как нет и игры актеров в одном стиле, да и просто в духе Саги (к духу мы еще вернемся).

Ну да развитие старых идей хоть поклонников привлечет. А новые идеи просто или сгенерировать не удается или реализовать. А ведь какое колоссальное количество книг можно бы экранизировать в той же фантастике – «Основание» Азимова, «Драконов Перна», «Хроники Амбера», «Сагу о копье», современные российские фантастические циклы - тот же имперский цикл Бессонова или «Завтра война» Зорича, популярные направления многих авторов «Метро 2033», «Кремль 2222», «Сталкериаду» или «Хроники пустоши».

Вспоминается прекрасный фантастический сериал «Миссия Серенити», который очень быстро свернули. А вот там и мир с колоритом, и персонажи все яркие и органичные в том мире. Но видимо сама идея экипажа корабля, который когда-то проиграл свою войну (этакие космические «южане») и теперь выживает в разных приключениях на западе «не пошел». Вот бы к чему вернуться.

Но, увы. Зато городят бесконечную «комиксовщину» уровня начальной школы с набившими дикую оскомину американскими «супер кто-то», да еще и сводя их в духе «Супермен против Человека-паука» и прочие «Буратино против Колобка» :). Причем если в 80-х для детей и американцев все эти похождения белозубых улыбающихся «суперов» в трусах поверх обтягивающих трико были вновь и вытягивались актерами, то сейчас…. И никакие спецэффекты не спасут.

А если новые идеи и появляются, то все больше отходят они от духа приключений, романтики, ярких новых образов в сторону псевдопсихологии, маньячества какого-то (вот на тему всяких маньяков и садистов запад снимает много и с упоением), расчлененки и прочей мерзости, наряду с дичайшей мистикой (причем ярко антихристианской).

Думаете это я от вредности и непонимания? Ну может. А вот, что говорит легендарный Лукас: «Идея фильма отходит на второй план, по сравнению со зрелищностью спецэффектов»…

Нет «духа эпохи»

Вообще жанр исторических и приключенческих фильмов практически вымер. Где-то в прошлом грандиозные яркие костюмированные фильмы западных киностудий «про римлян», «про средневековье», «про пиратов», «про королей» и т.д.

Пусть они были где-то наивными, пусть у героинь что в шторм, что на поле боя оставалась идеальной прическа и макияж. Но дух эпохи там был. А еще была та самая романтика, с мужественными, решительными, целеустремленными мужчинами и красивыми, нежными, романтичными женщинами.

Да дух эпохи зачастую показывали, как его себе современные люди представляли. И знаю, что у мушкетеров не такие мундиры были как в нашем цикле с Боярским или у римлян там не все так было как в западной «Клеопатре». Но на экране мы видели представителей другой эпохи, а не наших современников в странных костюмах – мушкетеров или римских легатов, пиратских капитанов или британских лордов, рыцарей или ковбоев.

В советском кино вообще удавалось исторический колорит показать – великолепный наш «Шерлок Холмс» - для меня просто квинэссенция британского духа, великолепные «рыцарские» фильмы – «Робин Гуд», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и т.д. Даже при недостатке средств игра актеров, запредельная лихость каскадеров, великолепные виды природы и всяко-разных замков и дворцов компенсировали отсутствие тогда и компьютерной графики и массовки особой.

И Штаты, Европа тоже умели тогда снимать исторические фильмы. Как и восточная Европа кстати. Великолепные польские «Крестоносцы» к примеру.

Сейчас духа эпохи в фильмах не видно. Последнее что зацепило из иностранного – удивительно историчный, погружающий в историю испанский «Капитан Алатристе» (но это опять же 2006 год). Из нашего – недавняя «Легенда о Коловрате» на стыке истории и фентези, но опять же светлая, динамичная и без грязи (этакий антипод полутора часам ковыряния в фекалиях в не к ночи помянутых «Трудно быть богом» Германа).

Может что-то упустил, может что-то не зацепило, но остальное историческое и приключенческое сегодня это какой-то современный экшн, в котором напрочь современные люди одеты в непривычные для них костюмы. Ну, еще вынуждены иногда употреблять непривычные обращения. При этом персонажи просто скучны – нет размаха, авантюризма, жизнелюбия, любопытства.

Причем вжиться в роль не могут не только актеры исторических фильмов (ну трудно это, наверное, надо было с детства эти книги читать и играть где-то во дворе в «пиратов» и «рыцарей»), но и актеры той же фантастики.

Недавнее разочарование – фантастический фентезийный сериал «Хроники Шаннары», который чуть ли не как равный «Властелину колец» по уровню представляли. Увы. Декорации есть – руины «древней» человеческой цивилизации (авианосцы в лесной долине это впечатляет, а старый грузовик во дворе дома как подставка под цветы забавляет), дворцы новых «эльфов», какие-то подземелья. И на этом все закончилось. Актеры с таким же успехом могли играть не противостояние и сотрудничество неких рас, а разборки молодежных компаний. Ничего «эльфийского», «гномского» и прочего в них просто нет. Еще главный герой вытягивает малость ситуацию, играя такого провинциального паренька, оказавшегося очередным избранным (привет Люку Скайвокеру из «Звездных войн» - его образ у Хеммила лучше вышел), и зрелый авантюрист-приключенец Цефало (те самые ковбои, пираты что морские что космические). Прочие – уныло. Им просто неинтересно все вокруг – и дворцы, и руины, и те самые приключения. У них бытовые и личностные перебранки и интрижки.

Может, конечно, это вина режиссера, которому захотелось не приключения показать, а непременно молодежный любовный многоугольник, да еще в духе нынешнего времени с влюбленностями девушек друг друга (вообще противник извращений, а когда это из серии в серию и практически у всех героинь это просто утомляет и отвращает). Причем у автора книг, как выяснилось, этого нет. В итоге – книги прочитаю, а сериал досматривать интереса нет.

Другой пример – еще худший - сериал «Мгла». Из всего Кинга повесть «Туман» или «Мгла» мне как раз нравились отсутствием мистики. Некая катастрофа на военной базе, открывшая проход в другое изменение, хлынувший оттуда туман с населяющими его причудливыми и опасными существами. И выживание группы типичных таких обитателей американской глубинки в этом всем. Кстати первый раз урезанную версию книги прочитал кусками в журнале «Вокруг света» кажется. И фильм 2007 года дух книги отражает. А вот сериал 2017 года – не отражает ничего. Мало того, что научная фантастика превратилась в абсурдную мистику, так и вместо выживания, объединения ради спасения персонажи старательно демонстрируют свою патологическую глупость и психические комплексы. Причем в сериал напихано все, что должно быть в толерантном западном фильме – «хорошие» педераст, негр-бродяга, уголовница-наркоманка, скандальная дама, пропагандирующая «секспросвет» в местной школе, и «плохие» - военные, полицейские, священник. Большинство персонажей настолько погрязли в своих комплексах, что их и в мирное то время изолировать стоит, а уж в обстановке «апокалипсиса». Причем происходящее вокруг… а мало кого волнует. Периодически, конечно, что-то из тумана кого-то ест, персонажи с визгом и беготней меняют «локации», главный герой натужно совершает какие-то подвиги… но семейные и психологические разборки занимают большую часть времени, а выживание откладывают на второй план.

Опять же антипод цикла книг к сожалению недавно скончавшегося Круза, у которого главные герои активно выживают то в зомби-апокалипсисе, то в параллельных мирах, то в других катастрофах, всегда разживаясь оружием и транспортом, спасая и объединяя вокруг себя разных людей, сохраняя не только оптимизм и жизнелюбие, но и человеческий облик. Вот что бы экранизировали. Но там же не будет хороших извращенцев, наркоманов и бомжей и копания в психологии…

Может быть, конечно, что и режиссеры и актеры на западе свою задачу выполняют, просто зритель у них поменялся, которому нужно показывать все с одной стороны примитивно комиксово, с другой с непременной «маньячкой» и «расчлененкой». И образы другие, нежели его современники, будут ему непонятны.

Плюс заказчики и условная финансовая или политическая цензура западная, вероятно, сильно меняет кинематограф – требования той же толерастии: негры в римской армии и среди английских рыцарей и вообще всюду с межрасовыми парами и отношениями, «хорошие» извращенцы (причем уже и главные герои), симпатии к любым чужакам (смотришь на пришельца думаешь о мигранте в Европе), неприязнь к христианству, консерватизму, милитаризму. А еще зацикливание на псевдопсихологии. Главный герой – полицейский, врач, ученый – обязательно должен страдать какими-то комплексами и проблемами, быть разведенным и т.д.

Мало того, иначе как политическим заказом не объяснишь тот факт, что христианство в западном кинематографе всегда пинают, ислама опасаются, а вот тему иудаизма обходят стороной. Также как русские чаще всего плохие, азиаты разные, а вот негры и тем более евреи всегда хороши и шутить на их тему просто нельзя, тем более плохими изображать. Тут же вечные штампы, если Вторая мировая война то непременно надо «про холокост». Если времена до или во время войны Севера и Юга в Штатах, то непременно «плохие работорговцы и хорошие негры». Великолепных фильмов про южан мы уже не увидим. Вот и «Унесенные ветром» уже запрещать собрались и чуть ли не Марка Твена. Да и вестерны куда-то пропали, вдруг там что-то неполиткорректное окажется (а там все было неполиткорректно к счастью).

И вот эти все новые и новые условности западного кино как и его упрощение с одной стороны и психологическо-маньяческо-извращенческие уклоны делают его даже не просто неинтересным, а чуждым. Особенно с учетом, что романтики, авантюризма, духа приключений или духа эпохи, того, что во многих фильмах и ищем там днем с огнем не найти. Да и лучше не надо, а то увидим рыцаря – психопата-педераста, принцессу – лесбиянку с комплексами или пиратского капитана – негра-наркомана…

Причем я не беру индийское, китайское или японское кино. Индийский кинематограф с его яркость, масштабом, музыкальностью, конечно, явление, но не всегда легко на него настроится (а какие там батальные сцены – не знаешь восхищаться или хохотать в голос). Фильмы восточных стран это вообще особый мир. Интересный, своеобразный, яркий, не всегда понятный. И оценивать тенденции там я просто не берусь. Может после упадка «западного» кино именно восточные киношколы выйдут на передний план.
Tags: Кино, Позиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments