Крымский мост выполнит уникальную задачу – сделает «остров Крым», отгороженный от материка «блокадами» киевского режима, полуостровом, вновь соединит его с миром не только воздушным и морским путем, а еще даст огромный импульс развития Крыма, позволит многократно увеличить грузопоток на полуостров и значительно упросить и удешевить поездки в Крым.
Если ехать от города-героя Севастополя, то уже у Бахчисарая перед тобой возникают огромные горы перемещенной земли, множество строительной техники и рабочих, стройматериалов и уже готовые участки будущей просторной магистрали. Даже в самый дождливый выходной день на маршруте будущей трассы «Таврида», которая соединит Крымский мост с Севастополем и пройдет через весь полуостров. Работы уже идут от Бахчисарая до Керчи – под солнечными лучами и в пелене дождя, и даже при свете прожекторов ночью.
И вот, наконец, с холмов у Керчи перед вами предстает в ночное время цепь огней, которая протянулась от Крымского до Таманского берега и уже соединила полуостров с материковой Россией.
Всю ночь оттуда доносятся глухие удары – строители забивают сваи железнодорожной части транспортного перехода. По словам керчан, эти звуки стали привычными за пару лет, но не вызывают никакого раздражения, напротив, успокаивают, напоминая, что уникальный огромный словно живой «организм» стройки не спит круглые сутки, приближая завершение уникального проекта.
Сегодня основным связующим звеном Крыма и Кубани остается Керченская паромная переправа. Она продолжит работу и после ввода в строй Крымского моста. В частности грузовые паромы будут перевозить крупногабаритные и опасные грузы, а пассажирскими смогут воспользоваться те водители, которые захотят отдохнуть в пути и полюбоваться Крымом с борта корабля.
А на кубанском берегу у древней станицы Тамань вырос еще один населенный пункт – целый город строителей Крымского моста. И это вам не «под старою телегою рабочие лежат», как у Маяковского. Аккуратные сборные двух-трехэтажные дома, уютная столовая с приветливым котейкой-старожилом, и вся необходимая для жизни и отдыха инфраструктура. Отсюда автобусами смены строителей доставляют к участкам магистрали и самому мостовому переходу.
По рабочим дорогам к мосту сплошным потоком идут большегрузные автомобили, машины с бетоном, краны, трактора и другая самая разнообразная техника. А на берегу растут здания будущих служб, которые будут обслуживать мостовой переход.
Есть у Крымского моста и свои достопримечательности. Одна из них – смотровая площадка и скамья со спинкой в виде символики Крымского моста. Вернее таких объекта два – на обоих берегах Керченского пролива.
С площадки Таманского берега даже в тумане хорошо просматривается колоссальная строительная площадка, протянувшаяся по косе Тузла, одноименному острову и рабочим мостам. О них стоит сказать особо – по сути, строителям перед сооружением основного мостового перехода понадобилось построить еще один – с многочисленными платформами для техники. И вот прямо в море на площадках в нескольких метрах от волн пролива стоят автомобильные и гусеничные краны, другая техника, бытовки строителей. А над ними возвышаются конструкции самого моста.
19 километров и 250 тысяч тонн металлоконструкций, по которым пройдут 4-полосная автомобильная трасса и две линии железнодорожных путей. Причем 6 километров из них – над морем. Эта громада опирается на 7 тысяч свай и почти 6 сотен мощных бетонных опор. Все эти цифры общеизвестны, но в полной мере почувствовать их реальный масштаб, пожалуй, можно только стоя у подножия этой стальной махины, уходящей вдаль и вверх к стремительным силуэтам арок судоходного пролета моста.
На полотно автомобильного моста можно подняться по временным подъездам. После запуска трассы их демонтируют. А пока каждый автомобиль, заезжающий на мостовой переход с косы или острова Тузла тщательно моют, чтобы не занести землю с грунтовых дорог и площадок.
Часть асфальтового покрытия уже уложена, и микроавтобусы дирекции строительства проносятся по участку мостового перехода так как будут двигаться тут десятки тысяч автомобилей по завершению строительства. Само покрытие трехслойное с применением модифицированного полимерными добавками битума. А под ним – гидроизоляция. По всей ширине полосы движения рабочие раскатывают рулоны и прогревают из газовых горелок. Вот так, каждый, метр они прошли уже немалую часть из 19 километров моста.
Здесь работают специалисты буквально со всех уголков России. И материалы доставляют с многих регионов страны. Вспоминается статья 2015 года о запуске в Белгородской области нового цеха, который начал производство мостовых металлоконструкций. Первую секцию даже обвязали символической ленточкой – как долгожданный подарок. А сегодня практически все секции уже доставлены к месту строительства и идет монтаж железнодорожной части.
Установлены и надежно закреплены и две арки судоходного пролета моста. Их строительство и доставка на специально построенных в Севастополе понтонах были уникальной в истории страны операции. И за трансляцией доставки и подъема этих 227-метровых конструкций с волнением следили, наверное, миллионы жителей страны.
На рабочем лифте поднимаемся на железнодорожную секцию. Здесь ветер сильнее. Вровень с мостом парят чайки, а внизу – на 35 метров ниже – постоянно движутся под пролетом корабли. Во время нашей поездки на Крымский мост надвижка пролетов автомобильной части еще продолжалась – колоссальные конструкции при помощи специальных домкратов медленно двигались на соединение с арками. А сейчас, когда вы читаете эти строки, монтаж уже закончен, и по мосту с Кубани в Крым уже может пройти пешком строитель, если бы ему вздумалось своим ходом преодолеть 19 километров конструкции.
Активно идет и укладка покрытия. Но до того, как по мосту пройдет первый автомобиль (местная легенда гласит, что это будет машина отечественного производства , которую поведет президент России Владимир Путин, а его пассажиром будет живой талисман моста рыжий кот Мостик) еще многие месяцы работы. Ведь на мосту необходимо смонтировать все ограждения, системы освещения и безопасности.
Согласно графику строительства, автомобильная часть мостового перехода вступит в строй к декабрю 2018 года. Правда солидный задел позволяет прогнозировать досрочный ввод ее в эксплуатацию. А сейчас все новые бригады и технику перебрасывают на строительство железнодорожной части, которая должна начать работу в 2019 году.
И тогда Крым снова перестанет быть островом.
Игорь Руденко-Миних
"Новоросс"
Фоторепортаж (но кто меня читает - тот его уже видел :)))