Историю уникального корабля нам поведал в музее «Крузенштерна» наш гид - курсант Калининградского государственного технического университета будущий штурман Кирилл Львов, который со 120 своими товарищами проходит морскую практику на легендарном паруснике.
Четырёхмачтовый барк был построен в 1925—1926 годах на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена (Германия), при спуске на воду получил название «Падуя».
«Падуя» принадлежала к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner), имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потози» (Potosi), «Пруссия» (Preußen). Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL. Корабли использовались на линии Европа — Чили, которую моряки называли на английский манер, своеобразно переведя инициалы фирмы, как Flying Liner. В это название добавили букву «P», так как названия всех судов этой серии начинались с этой буквы. Так образовалось название Flying-P-Liner («Летучий П-Лайнер»). «Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра. В настоящий момент из всей серии единственным остаётся в строю именно «Крузенштерн».
В годы 2-й мировой войны парусник со снятыми мачтами использовался как баржа для хранения боеприпасов, однако уцелел и в 1946 году перешел по репарациям в собственность СССР, где был переименован в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
Судно выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений. За годы нахождения в советском и российском флоте «Крузенштерн» совершил 3 кругосветных плавания.
Сегодня барк используется в учебных целях, регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость — 17,4 узлов (32,4 км/час).
В декабре 2013 года парусник вышел в свое очередное плавание из российского Калининграда. Он посетил германский Бремерхафен, где был когда-то спущен на воду, совершил переход в африканское Марокко, побывал в Италии, Греции и прибыл в Сочи в канун открытия Олимпийских игр. После крейсирования у кавказских берегов, «Крузенштерн» вновь побывал в Сочи уже на Паралимпийских играх. После этого маршрут барка вновь лежал в Марокко, откуда «Крузешнтерн» прибыл в Болгарию на открытие регаты. Парусник следовал в Новоросийск, занимая 1-е место в своем классе судов, однако из-за приступа аппендицита у боцмана, был вынужден сойти с дистанции и досрочно прибыть в Севастополь, посещение которого планировалось по окончанию регаты.
«Это уникальный опыт, - делится впечатлениями Кирилл, - В море курсанты делятся на три смены – вахтенная, рабочая и учебная. Вместе с экипажем мы управляем кораблем, обслуживаем его, проходим учебу у членов экипажа».
Курсант рассказал, что в Севастополь они «шли как в иностранный порт, а пришли в свой русский город», где парусник восторженно встретили горожане.
После участия в морском параде Победы, принимаемом президентом, курсанты и члены экипажа «Крузенштерна» побывали в легендарных Панораме и Диораме Севастополя, посетили мемориал на 35-ю береговой батареи, осмотрели исторический центр города-героя.
Все это время корабль был открыт для посещения и на его борту побывали десятки тысяч севастопольцев и гостей города.
Из Севастополя «Крузенштерн» вновь отправился в Новороссийск, где ему предстоит сменить прошедших практику курсантов и отправится к берегам Африки.
Игорь Руденко-Миних,
фото Натальи Голован ака black_drago