С детства Махно воспринимался мною негативно. Официальная советская история в книгах и фильмах его жестоким и алчным бандитом показывала, редкие книги о Белом движении тоже не очень приятный образ рисовали - глава бандитствующей вольницы, партизан-погромщик, непримиримый в своей ненависти к офицерам и вообще образованным людям. Влияло и то, что благодаря частям Махно пал Белый Крым, который мой прадед оборонял.
Тем более любопытно было увидеть фильм, в котором Махно сделали главным героем и попытались показать как можно более позитивно.
Думаю, фильм удался. Есть в нем что-то схожее с "Гибелью Империи" и "Адмиралом" - тот же подчеркнутый историзм что-ли (с обязательным обилием старорежимных вывесок и афиш на каждом доме и столбе), но при этом достаточно правдоподобное колоритное отображение. И масштабность есть (правда порадовал бронепоезд, за фильм раз пять сменивший все флаги гражданской войны, названия и виды окраски).
Сам Махно весьма интересно показан - от упрямого обидчивого юноши - романтика революции, вернее анархии (с интересным почтением к теоретикам и книжному слову и одновременной ненавистью к образованным людям) до партизанского вожака, как бы сейчас сказали, полевого командира. И образ интересный - без крайностей - не благостный Робин Гуд, но и не кровожадный разбойник. Показан Махно любящий муж и отец, Махно-селянин, скрывающий слезы при виде получившего землю селянина, Махно восхищающийся природой, внимательно слушающий высказывания образованных людей (пусть и врагов), Махно робеющий перед очаровательной дочерью помещика, Махно, впадающий в ярость и слезы от того, что его партизаны перебили в немецкой колонии детей... и тут же Махно-убийца, постоянно отправляющий на расстрел или топящий в реке пленных офицеров ("Всем, кто в погонах, смерть"), с детским искренним любопытством бьющий по городу из орудий,
Очень интересно показано авторами или невольно проглядывает острейшее противоречие между идеалами Махно, все время повторяющего про волю и землю, свободный труд, и его делами - постоянной войной, убийствами, казнями - врагов и недавних своих, провинившихся или ослушавшихся грозного "батьку".
Авторы устами персонажей и с красной, и с бело-старорежимной стороны постоянно доказывают Махно невозможность его утопической анархической республики (хороши крупный помещик, объясняющий, что вольные коммунары просто не смогут коллективно управлять поместьем, решать экономические и организационные вопросы, а также рабочий-большевик, втолковываюший Махно о том же - что невозможно планировать и руководить промышленностью, а тем более страной, без какой-либо системы власти, путем исключительно вольных сборов).
Яркий момент - Махно, освобождающий всех заключенных из тюрьмы ("У нас не будет тюрем - или смерть или поругаем") и тут же... с омерзением рубящий саблей пару только что освобожденных грабителей-насильников.
Интересно показана и какая-то странная упорная доверчивость Махно к красным, постоянно использующим его как "временного попутчика" и в итоге уничтожающим махновские отряды. Как и ненависть Махно к офицерам и интеллигентам показана ярко. В этом плане противовесом Махно становится убитый им атаман Григорьев, который убеждает "батьку" принять сторону белых, "потому что они слово держат, у них честь".
Кстати, белые в фильме показаны весьма и весьма позитивно. Великолепные Врангель и Деникин в эпизодах, бравый Слащев, волевой казачий генерал Шкуро, один из главных героев - офицер Данилевский, потерявший по вине Махно отца и сестру, сам чудом выживший после казни его махновцами. Удивительно, что любовная линия Данилевского в фильме заканчивается счастливо - он, со своей спасительницей, родившей ему двоих детей, после осуществленной мести (срезает таки бравый капитан Махно пулеметной очередью) перебирается в эмиграцию. Кстати, встречей белоэмигранта Данилевского с одиноко умирающим от туберкулеза и ран в Париже Махно (в полном соответствии с проклятием убитого Махно священника)заканчивается фильм. Офицер не стреляет, ведь Махно уже и сам будет рад выстрелу, он смотрим на портрет дочери некогда грозного "батьки" и молча уходит. Они оба уже лишились Родины, находящейся под власть красных.
Красные в фильме достаточно разнообразно показаны - от волевого по-человечески симпатичного краскома Глыбы и нескольких эпизодических красных командиров, сипатизирующих махновцам, до бывшего уголовника, а ныне чекиста Мандолины, демонизированного Троцкого, поучающего своих хладнокровных прибалтийских штабистов как использовать и уничтожить Махно, а также эпизодического Ленина, который видит в Махно забавного своими искренними возражениями "попутчика", которого можно использовать, но нужно потом уничтожить.
Лживость красных лидеров и командиров, которые видят в любимом анархическим "батькой" крестьянстве только часть "трудового народа", обязанную следовать за "диктатурой пролетариата", Махно понимает, наверное, только под конец жизни, когда к нему уже в Париже являются эмиссары большевиков и брезгливо оглядывая каморку умирающего вожака анархистов, предлагают ему амнистию и пенсию за "раскаяние перед советской властью" (ведь "покаялся" же блестящий тактик белый генерал Слащев, "прощенный" красными и проживший несколько лет в подсоветской России до его загадочного убийства). Но от своих сказочных идеалов, обильно политых реальной кровью Махно не отказывается.
Замечательно актуально показаны в фильме сторонники украинской самостийности - какой-то очередной "письменник" в роли "командующего броневыми частями Украинской республики", грустно бормочащий о "незалежности", о том, что богатый будет любить бедного, потому что оба они украинцы, а все беды от москалей, а также его пузатый соратник в вышиванке под кителем, поглощающий горилку и сало за здравие Петлюры.
В общем немало актуальных образов и интересных весьма взглядов. Рекомендую.