Drakonit (drakonit) wrote,
Drakonit
drakonit

Как научить и воспитать?

В очередной раз заговорили с black_drago про образование, как основу решения всех проблем в стране.



Можно и нужно отправить по урановым рудникам нынешних воров-чиновников и бывших номенклатурщиков или преступных главарей олигархов. Можно ввести много хороших законов и усилить контроль (хотя, говорят, что законы и так хороши, а проверяющих и так море). Можно и давно пора отменить бесконечные выборы президента и парламента (чтобы не приходили на несколько лет навороваться). Можно и нужно законы ужесточить (для гос.служащего только два наказания – увольнение и смертная казнь).

Много чего можно и нужно сделать.
Но где людей брать, подобных Воронцову, создававшему Одессу, подобных Лазареву и Ушакову, благодаря которым Севастополь стал жемчужиной Крыма, подобных Суворову, Мендеелеву, Пирогову, Столыпину, Врангелю?
Где брать людей чести, для которых никакие взятки и «откаты» не заменят потерянной репутации, не покроют позора рода? Для которых интересы своего народа, своей страны, свое доброе имя сына или дочери этого народа будут несравненно выше сиюминутных политических симпатий и материальных благ?
Воспитывать! А как?
Нынешняя система образования дрянна. И это не вина замотанных непосильной нагрузкой и мизерными зарплатами учителей, над которыми глумятся министерские теоретики.
Можно и нужно улучшить материальную базу школ (самый быстрый путь, скажем, изымаем состояния у 100 крупнейших олигархов – и делим на образование, медицину и армию), сократить классы до 7-9 человек, обеспечить учителю работу с детьми через день (а день на проверку тетрадей, подготовку следующего урока, материалов для него, наглядных пособий, повышения собственного уровня).
Можно и нужно закрыть разрыв между школьной теорией за партой и реальной жизнью – не просто изучать культуру, а водить в музеи, галереи, концертные залы, театры, не просто изучать биологию по учебнику, а заниматься в школьном саду или ездить в агропредприятия, в зверинцы, зоопарки, не просто изучать экономику и технику, а посещать торговые и промышленные предприятия (которым будет специально оплачиваться пусть даже простой зала или цеха для практических занятий школьников).
Можно выделить блок обязательных предметов и специализацию по выбору. Можно и нужно поощрять индивидуальную работу учащихся.
Но все это поможет в образовании. А воспитание?
Как воспитывали тех же Суворовых, Лазаревых, Воронцовых, Макаровых и Столыпиных?
Домашнее образование?
Ввести закон о воспитателе для ребенка с оплатой его по ставке учителя до достижения ребенком хотя бы 10 лет (и пусть это будут мать, отец, кто-то из членов семьи или человек с дипломом домашнего педагога-психолога)?
Возможно. Но домашнего образования мало, ведь такому ребенку будет очень тяжело в отношениях с обществом, окружающими людьми.
Ввести в школах штатного священника, штатного психолога, военного наставника из лучших военных педагогов (вместо бесправного и бестолкового военрука из бывших прапорщиков - любителей строевого шага) – хорошо.
И чтобы священник и военный наставник могли вмешаться с любую ситуацию, составляя как бы суд чести в учебном заведении, и к ним в любой момент мог обратиться ребенок.
Может быть поощрять по году-два преподавать в школе (пусть не основной предмет, а собственный цикл уроков) самых видных специалистов в своих областях (но будут ли они хорошими педагогами).
Может быть ввести в определенных случаях систему наставничества в духе Ефремова (но это уже в более старшем возрасте ученика), систему индивидуальной практики ребенка по выбору им – скажем в агроферме, на заводе, в больнице или музее, выделяя для этого день в неделю.
Но опять же, чтобы ребенок не просто был обузой, которому дают либо стружки вынести, мусор вымести или просто сидеть и смотреть, а занимается с ним кто-то из опытных сотрудников.
Больной вопрос – общественная работа. Как наладить не просто работу кружков по интересам, клубов, а действительно увлечь детей. Не формализировать и потопить в шагистике и отчетах, мертвящем формализме, который из той же советской пионерско-комсомольской системы делал отвратительного монстра.
Система детских клубов, связанных со школами. Прием на штат общественных лидеров детско-молодежных движений с выделением им помещений в школах (военно-исторические клубы, музыкальные или танцевальные клубы, туристические клубы, пейнтбольные клубы, юношеские морские флотилии, экологические группы и т.д.). Дать детям возможность реализовать себя в этих своих увлечениях, показать, что это не просто только им интересное дело "для галочки" в воспитательных целях, а оно интересно и нужно и их городу, поселку, селу. Что те же культурные коллективы где-то выступают, экологи и юные будущие ученые занимаются реальной экологией и проблемами города, что с теми же военно-историческими, пейнтбольными и казачьими организациями занимаются офицеры армии и МЧС, которые видят в них если не обязательно будущих солдат, силовиков, спасателей, то, по крайней мере кадровый резерв и помощников в сложных ситуациях.
Ну и главное – не только учить, но и воспитывать. Не формальными типовыми «заклинаниями» в духе «веди себя хорошо, будь примерным гражданином», а находя подход к сердцу каждого ребенка (знаю – это самая сложная задача), не стесняться патриотизма – наш город самый лучший, мы его патриоты, наш край, область – самая лучшая, мы гордимся, наш народ, наша страна лучшая, мы не променяем наши традиции, нашу историю и культуру на чуждое иностранное. Нам скоро принимать ответственность за них, за своих старших земляков, за детей. И если не мы, то кто?
Воспитывать чувство личного достоинства, личной ответственности за свои поступки, свой город и свою страну, воспитывать в духе превосходства чести, репутации над материальными благами (вот было это в Российской Империи – дворянская, офицерская честь, из-за которой и на дуэль вызывали, и стрелялись, и шли на смерть, потому как честь превыше всего).
Поменьше толерастии, побольше патриотизма, чувства преемтственности – от семейной (поощрять всячески изучение семейной, родовой истории), до общегородской, общегосударственной, чтобы имена славных правителей, творцов, военноначальников, врачей, педагогов были не просто подписями к портретам в школьных коридорах, а реальными примерами, с которыми чувствуешь живую связь.
Наверное в Севастополе с его живой для меня историей, где возле каждой школы буквально свидетельство славного и трагического прошлого, где почти в каждой семье кто-то защищал, освобождал, отстраивал, развивал этот город, принося ему славу, это сделать чуть легче?
Но в каждом городе и селении найдутся свои герои, свои славные традиции и особенности.
Все это колоссально сложно и дорого. Но думаю, именно на это надо бросить максимум средств (равно как на медицину и армию). Все остальное – вторично, потому как без образованного, воспитанного достойно молодого поколения не будет будущего. Вернее будет – такое какое мы имеем сейчас.
Tags: Позиция, Размышлизмы
Subscribe

  • Необыкновенный Севастополь: Мозаичные котики на спуске Шестакова

    Неповторимый облик уголков города зачастую создают не «казенные» украшения, а народное творчество. Именно такое творчество украсило спуск Шестакова в…

  • Не забудьте о них!

    Наступают холода. Не забывайте о замерзающих бездомных животных. Не закрывайте отверстия в подвальные помещения, чтобы коты могли туда попадать и…

  • Херсонесские мотивы осени

    Сколько бы не приходил на Херсонес – он всегда разный. Со своей энергетикой особой (вот особая грань севастопольской атмосферы еще ярко чувствуется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Необыкновенный Севастополь: Мозаичные котики на спуске Шестакова

    Неповторимый облик уголков города зачастую создают не «казенные» украшения, а народное творчество. Именно такое творчество украсило спуск Шестакова в…

  • Не забудьте о них!

    Наступают холода. Не забывайте о замерзающих бездомных животных. Не закрывайте отверстия в подвальные помещения, чтобы коты могли туда попадать и…

  • Херсонесские мотивы осени

    Сколько бы не приходил на Херсонес – он всегда разный. Со своей энергетикой особой (вот особая грань севастопольской атмосферы еще ярко чувствуется…